главная страница








Коммерсант 18.4.2007



Магистральный аутсайдер.

На пресс-конференции в зале «Библиотека» гостиницы «Рэдиссон-Славянская» вчера было объявлено имя лауреата российской национальной премии «Поэт». Премия в $50 тыс. присуждена Олегу Чухонцеву. Комментирует ЛИЗА Ъ-НОВИКОВА.

Национальная премия «Поэт» была учреждена в 2005 году Обществом поощрения русской поэзии при поддержке РАО «ЕЭС России». Кандидатов выдвигают члены общества, критики и литературоведы, в числе которых Ирина Роднянская, Николай Богомолов, Яков Гордин, Андрей Немзер, Владимир Новиков. Звания Поэта с большой буквы уже были удостоены Александр Кушнер (2005) и Олеся Николаева (2006). К концу этого года общество также обещает обнародовать свой список лучших стихотворений года.

Выбор жюри не стал неожиданностью. Авторитетное имя Олега Чухонцева за последние годы украсило уже немало всевозможных премиальных списков: Пушкинская-Тепферовская премия, просто Пушкинская премия, Госпремия. Его не обходят и ежегодными журнальными премиями. Или вот более маргинальный пример: придумали в конце 1990-х награду имени Александра Блока – и кому ее присуждать, как не Олегу Чухонцеву. Судя по всему, и «Поэта» ему не вручили в прошлом году потому, что он уже оказался увенчан «Триумфом». А две «короны» в один год – это чересчур даже для такого выдающегося автора.

Впрочем, и ждать до следующего года, когда Олег Чухонцев будет отмечать 70-летний юбилей, тоже не стали. Тогда же, кстати, исполнится и 50 лет его первой журнальной публикации. Молодого поэта, уроженца Павловского Посада и выпускника Московского областного педагогического института, сразу заметили. Его привечал Корней Чуковский. В 1968 году он оставил дневниковые воспоминания о том, как Чухонцев читал на его даче «отличные» стихи о Державине, о Дельвиге, о Баркове: «Весь в черном, в черных очках – так что сильно движущиеся белые руки особо заметны». Но в том же 1968-м году Олегу Чухонцеву пришлось в полной мере испытать гнев официозной критики. За «Повествование о Курбском» с прославленной впоследствии фразой «Чем же, как не изменой, воздать за тиранство...» он был на долгие годы отлучен от советских издательств и «ушел» в переводы. Среди его авторов – наследованный от того же Чуковского Уитмен, а также Роберт Фрост и малоизвестный как поэт Роберт Пенн Уоррен.

В 1976 вышел первый сборник «Из трех тетрадей». Затем следуют «Слуховое окно» (1983), отмеченное Госпремией, сборник «Ветром и пеплом» (1989), «Фифиа» (2003) и «От сих пределов» (2005). Олег Чухонцев предстал перед вновь обретенным читателем уже сложившимся поэтом-традиционалистом, «отзывчивым» ко многим традициям: от Державина и Пушкина – до Мандельштама и Бродского. Москвича Чухонцева вместе с ленинградцем Кушнером всегда противопоставляли «эстрадным» поэтам, что старались сидеть сразу на двух стульях и ставили себе в заслугу официозные гимны пополам с диссидентством. Олега Чухонцева ценили за сдержанность его «тихой» лирики: «Жизнь – это высшая мера с отсрочкой, думаешь, перебирая марки:/ взрывы страстей и домов, банкротства, выигрыши, теракты,/ или вот в кляссер пинцетом вкладывать маленькие подарки/ и получить отдарок бумажный с диагнозом катаракты...» Впрочем, его путь «аутсайдера» рано или поздно был обречен на то, чтобы стать магистральным. А Общество поощрения русской поэзии вновь подтвердило свою стратегию – «поощрение» лауреатов десятка премий «на новые свершения».

Торжественная церемония пройдет 24 мая в театральном центре «На Страстном».



Главная :  Устав :  Новости :  Лауреаты :  Учредители :  Пресса :  Фотографии